В рассматриваемый период действовало Положение об адвокатуре от 20 ноября 1980 года, в соответствии с которым:
1) Адвокатура состояла из децентрализованных самоуправляемых коллегий адвокатов.
2) Высшим органом управления коллегии адвокатов было Общее собрание членов коллегий адвокатов, состоящее из 1-2 человек от каждой коллегии, которое собиралось один раз в год. Полномочия Общего собрания членов коллегий адвокатов сводились к утверждению Правил внутреннего трудового распорядка, численности и штата, сметы расходов, заслушивания отчета Президиумов и Ревизионных комиссий.
3) Структурным подразделением каждой коллегии являлась юридическая консультация, во главе с заведующим, который не вмешивался в работу адвокатов (адвокат и клиент самостоятельно заключали соглашение). Основной задачей заведующего являлось назначение адвокатов для осуществления защиты по требованию следователя или суда.
4) Огромным было влияние Министерства юстиции СССР на работу коллегий адвокатов. Так Минюст СССР лоббировал интересы судей. Кроме того, министры устанавливали «потолок» заработной платы адвоката.
Тем не менее, время шло, общество развивалось, жизнь кардинально изменялась. «Железный занавесь» рухнул и адвокаты смогли увидеть организацию деятельности адвокатуры за границей. В связи с эти адвокаты выходили не раз с предложением реформирования адвокатуры в своей стране.
Демократизация общества позволяла адвокатам выдвигать такие основные требования к организации адвокатуры в будущем, как независимость и централизованность. Государство, в свою очередь, желая создать «здоровую конкуренцию», разрешило создавать одновременно множество различных коллегии юристов, что породило низкое качество юридических услуг и простор для деятельности мошенников.
Обилие жалоб на низкий уровень подготовленности юридических кадров и слабую ориентацию в стремительно изменяющемся законодательстве проституировали государство заняться вплотную организацией деятельности юристов в стране. Так, в связи с опубликованием Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 1997 года № 2-П, в России установлен запрет представлять интересы обвиняемых в уголовном процессе НЕ адвокатам. На этом кардинальные изменения закончились.
И только в 2002 году свет увидел Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который вступил в силу 01 июня 2002 года. Именно он внес революционные изменение в организацию адвокатуры. Например, данный ФЗ:
1) закрепил понятие «адвокат», «адвокатская деятельность», «адвокатура»;
2) утвердил гарантии независимости адвоката и адвокатской деятельности;
3) предоставил полный спектр профессиональных прав адвоката, позволил самостоятельный сбор доказательств;
4) регламентировал условия приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката.
5) закрепил признание свободного выбора адвокатом формы организации: адвокатский кабинет, адвокатское бюро, коллегия адвокатов и юридическая консультация.
6) закрепил организационные, материально-технические и финансовые условия получения гражданами бесплатной юридической помощи;
7) определил органы управления адвокатурой и их функции;
8) позволил кодифицировать этические требования к адвокату и т.д.
26.10.2016 · 21:04