Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» сильно усложняет продвижение медицинских товаров и услуг при помощи рекламы. В сети интернет много лиц, оказывающих медицинские услуги, в том числе, в области косметологии. Дорогие косметологи (даже, те кто не имеет права заниматься медицинской деятельностью, из-за отсутствия правоустанавливающих документов), реклама медицинских услуг, в том числе на реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, не должна:
— содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
— содержать выражение благодарности физическим лицам в связи с использованием объекта рекламирования;
— создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
— содержать утверждения или предложения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний, либо расстройств здоровья.
Ну, а если Вы рекламируете какое-то медицинское изделие или медицинский товар, то кроме вышеперечисленных запретов на Вас распространяется запрет:
— обращаться к несовершеннолетним;
— способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования (кроме препаратов профилактического свойства);
— создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
— гарантировать положительное действие объекта рекламирования его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
— представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
— содержать утверждение о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.
В таких условиях рекламироваться очень сложно, если только Вы не медицинском форуме, конференции, выставке. Здесь такие запреты не действуют.
Кроме всего этого, имейте в виду, что реклама медицинских услуг должна сопровождаться ОБЯЗАТЕЛЬНО предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Данное предупреждение должно быть не менее 7 % от общей площади кадра (например, в рамках фото в соц.сети).
Так что, уважаемые мои мед.работники и блоггеры, которые рекламируют медицинские препараты и медицинские услуги (например, эпиляцию, массаж и пр.) пересмотрите свои рекламные посты, где Вы рекламируете медицинские услуги и товары и приведите их в соответствии с ФЗ «О рекламе». В противном случае Вас рано или поздно ждут санкции по статье 14.3 КоАП РФ и иные неблагоприятные последствия в рамках гражданско-правовых отношений.
Можно ли обойти закон о рекламе? Конечно можно, особенно, если действовать с грамотным пиарщиком. Один из способов я раскрою Вам сейчас.
Реклама метода профилактики, способа или приема диагностики, лечения и медицинской реабилитации является надлежащей, если она не раскрывает содержание метода/способа/приема и распространяется в составе рекламы медицинских услуг при соблюдении установленных законом о рекламе правил.
Так ВС РФ в своем Определении № 308-ФД16-10650 разъяснил, что часть 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» допускает рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации в составе видов (перечня) медицинских услуг, оказываемых соответствующим медицинским учреждением, предусматривая лишь необходимость предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Вместе с тем реклама, в которой раскрывается содержание того или иного метода профилактики, способа или приема диагностики, лечения и медицинской реабилитации, подпадает под запрет, установленный ч.8 ст.24 Закона о рекламе.
А Вы с какой рекламой медицинских услуг сталкивались?