Давно уже обещала написать о своем споре с ветлечебницей. Вот руки наконец дошли.
У меня есть кошка Симба.
Ей полтора года и в феврале мы приняли решением ее стерилизовать. Я долго выбирала клинику и поддавшись на отличные отзывы попали в ветеринарную клинику. Меня сразу подкупила большая толпа в коридоре клиники и хвалебные отзывы, ожидавших своей очереди хозяев пациентов, о местных «хирургах».
Скажу честно, Симба — мой первый опыт стерилизации кошек, сравнить мне не с чем, да и с правовой областью ветеринарии я не сталкивалась. Я посмотрела уголок потребителя, нам выдали кассовый чек — на первый взгляд все было в рамках правового поля. Кошке сделали операцию. От наркоза она отходила трое суток. Я держала связь все это время с клиникой по телефону. Мне говорили, что все кошки разные (кто бы сомневался!), организм может реагировать по-разному. На 14-е сутки кошке сняли швы, укололи антибиотик и отпустили домой. Через две недели все зажило «как на кошке», а еще через две недели у кошки обнаружился послеоперационный свищ. Исправляла недостатки я уже в другой ветеринарной клинике. Кошку «лечили» неделю (кололи антибиотики, делали перевязки/, промывали и пр.), еще через неделю сняли швы и сейчас, ттт, все хорошо.
Я проанализировала законодательство РФ в сфере ветеринарной деятельности и начала борьбу с хамством сотрудников ветклиники, так как меня (именно меня!) обвинили в неправильном послеоперационном уходе за кошкой.
Если честно, то у меня на некоторое время было ощущение, что я завязла в данном деле недолго. Как выяснилось, вет.деятельность несмотря на то, что неплохо регламентирована законодательством почти не контролируется. Государством не предусмотрена государственная структура, которая бы контролировала соблюдение санитарно-гигиенических норм практикующими ветеринарами. Только задумайтесь, у нас в крае есть только два эксперта, которые управомочены давать какие-либо заключения в сфере ветеринарии. И данные эксперты дают свои заключения только по поручению суда в случае смерти животного… Ну, так они сказали… Ну да ладно, подумала я и стала собирать документы для иска в суд.
В связи с тем, что ветеринарная деятельность регулируется в том числе и законом о защите прав потребителей, я обратилась в Роспотребнадзор. Ответ был нулевым — пространное письмо без конкретного ответа. Как выяснилась позднее, вет.клинике даже не сообщили о том, что на них поступила жалоба.
В общем и целом я столкнулась с обычной ситуацией для юриста и патовой для простого обывателя:
— профессиональная этика. Ветеринарные врачи, органы, которые обязаны контролировать их деятельность разводили руками, говоря, что все что приключилось с животным — это стечение обстоятельств и нежный организм нашей кошки.
— уверенность в своей безнаказанности со стороны вет.клиники, так как большая часть населения считает данную проблему надуманной. Ну, подумаешь что-то пошло не так. Животное же выжило!
— правовая неграмотность населения. Как выяснилось, что вет.клиника, несмотря на свою долголетнюю практику ни разу не сталкивалась с решением конфликтных ситуаций с клиентами именно таким способом. Согласитесь, в суд пойдет далеко не каждый! А тут без суда обошлись.
Ветеринарную деятельность регламентируют следующие основные нормативно-правовые акты:
— Закон РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии»
— Закон РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»
— Постановление Правительства РФ от 06 августа 1998 года № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»
Как видите один из них — закон о защите прав потребителей. Именно он дает некоторую «привилегию» нам, потребителям ветеринарных услуг. На фоне данного факта слабая надзорная функция контролирующих органов ветеринаров приобретает не такой мрачный оттенок. Ибо шансы выиграть суд есть всегда. Был бы хорошо подготовлен иск.
С целью вручения претензии (ветклиника упорно не желала получать ее) я обратилась в ГБУ «Управление ветеринарии по г.Краснодару). В отделе организации противоэпизоотических и лечебно-профилактических мероприятий с противо-эпизоотическим отрядом создается конфликтная комиссия по жалобам потребителей. Несмотря на то, что данное учреждение рассматривает исключительно оформление документов ветеринарными врачами, последние дорожат хорошим отношением к ним. Конфликты еще никому на пользу не шли.
Так вот, именно после назначения даты заседания конфликтной комиссии Управлением ветеринарии руководитель, так долго, динамившей меня ветеринарной клиники, позвонил сам и на следующий день уже компенсировал все расходы на операцию и лечение. Более того, было предложено безвозмездное сопровождение кошки (ежегодные прививки и профосмотр) в течении 5 лет, но я скромно отказалась.
Вот такая история. Если у Вас была аналогичная — поделитесь ей в комментариях. Может именно Ваш опыт спасет жизнь чьего-нибудь животного.